НевестА
 Каталог статей
Главная » Статьи » Обычаи и традиции... » Story....

Особенности национального бракосочетания
Процесс пошел...



Моя младшая сестра собралась замуж. Казахские традиции здесь были соблюдены отчасти. Девушка поведала о своем намерении не своим родителям, а жене своего старшего дяди. А та уже известила маму будущей невесты. А вот предложение юноша сделал сам. Лет сто назад ему бы пришлось просить согласия у любимой девушки стать его женой через супругу старшего брата.

И все бы ничего, да только избранником сердца сестренки оказался крымский татарин. "Как же так, разве она не могла найти казаха?!" – вопрошали родственники. Бабушки девушки приняли аргументированное решение: парень – мусульманин, тюрок, бегло говорит по-казахски, а потом в нашем государстве уже не приходится обращать внимания на национальность.

Перед будущим женихом поставили одно условие: "Пока девушка находится под крышей родительского дома, все обычаи будут исполняться по-казахски". На нейтральной территории встретились две мамы, чтобы определиться со списком родственников, которые будут принимать участие в сватовстве. Каждому члену семьи девушки, а также близким родственникам положено привезти кит (подарок), это может быть отрез на платье, костюм, рубашка – в зависимости от уровня доходов. В свою очередь семья невесты готовит кит для каждого свата. В осенний период, когда свадеб особенно много, на рынках можно наблюдать толпы казахов, скрупулезно выбирающих подарки сватам.

Масло в огонь и метка невесты

Кудалык – так на казахском языке звучит "сватовство". В назначенный день в дом девушки приезжают самые авторитетные родственники влюбленного джигита. У дверей перед ними невестки молодой протягивают аркан и требуют плату за вход. Выкупом могут быть деньги или отрезы на платье.

Затем сватов заводят в дом, где на них обрушивается шашу – праздничное "конфетти" из конфет и монет. В огонь наливается масло (жертва огню), и самая уважаемая женщина рода, согрев на нем свои руки, прикасается ими к щекам будущего зятя, чтобы он почувствовал тепло дома своей невесты. Сватов проводят к дастархану, где уже сидят не менее авторитетные родственники девушки. Затем несколько молодых мужчин вносят жертвенного барана и просят бата (благословение) от сватов. После чего режут барана и готовят бешбармак, до этого времени сваты пробавляются салатами и холодными закусками. Что касается спиртного, то его что-то многовато, сегодня у казахов без этого не обходится ни одно торжество.

Наконец, перезнакомившись с будущими родственниками, сваты требуют показать им невесту. В ответ снохи требуют с них коримдик – плату за смотрины. Затем на будущую невесту надевают уки – драгоценное украшение, которое означает, что девушка уже занята и помолвлена. (В нашем случае сваты преподнесли золотые сережки.) Затем мать жениха в присутствии только женщин открывает одну часть коржына (сумка с двумя отделами, где лежат разного рода сладости и, увы, спиртное). Сам коржын украшен бижутерией, которую срезают и оставляют на память родственницы невесты. Кроме того, мать жениха дает матери невесты подарок – анасын ак сути (благодарность за молоко матери). Затем близким родственникам невесты раздают кит. Главное здесь – каждому вручить подарок в соответствии с рангом, чтобы никто не обиделся. Калым сейчас за девушку не берут, разве что в южных областях.

Мясо и деньги

Наконец все опять садятся за стол, и наступает время бешбармака. Туша барана разделана строго на 12 частей (жилик) по костям, каждая часть предназначается определенной группе родственников. Я уяснил только одно: доля сватов – это жанбас (наиболее мясистая часть бедра). И естественно, самому старому и уважаемому из гостей подается голова барана. В ответ сваты выкладывают на блюдо деньги. Называется этот обычай кос-табак. Жениху тоже полагается его доля – грудинка (тос), которую он должен с помощью родственников и друзей обглодать полностью. Отныне в доме родителей жены он может рассчитывать на жирный кусок. На освобожденное от грудинки блюдо жених кладет деньги, которые забирает одна из снох.

Затем звучит обрядовая песня о сватах, и под нее новоявленных родственников заставляют съесть куйрык-бауыр (кусочки печени и курдюка). Это означает, что теперь две семьи породнились. Стороны начинают договариваться о сроках свадьбы. По негласной причине в январе и феврале свадьбы не справляются. Видимо, это связано с особенностями кочевого уклада жизни казахов, когда самыми тяжелыми в скотоводстве были именно эти месяцы.

И вот бата, завершающее застолье и знакомство с будущими родственниками. Здесь начинается обычай, который, видимо, заимствован казахами у русских. Называется он жол-аяк (на посошок). Сватов не выпускают из дома молодые джигиты, заставляя выпить напоследок. Когда выполняется это условие, они провозглашают кетер-аяк (на дорожку) и заставляют сватов выпить еще.

Долгая дорога в дюнах

Сваты оставляют в доме невесты жертвенного барана. На следующее утро после сватовства животное режут и созывают на бешбармак всю округу. Ни один кусок мяса не должен остаться дома, все нужно скормить гостям или раздать. Только невеста не может прикоснуться к этому мясу. Обряд называется кыздын ольтириси (жертва во имя девушки). В этот же день открывается вторая часть коржына, и его содержимое раздается соседям и родственникам.

Начинается самый сложный этап – подготовка к свадьбе. Недаром казахи говорят, что не так интересен свадебный той, как его прелюдия. Это поиск подходящего зала, составление списка приглашенных и главное – выбор тамады. Ведь он – это душа тоя. Стол может ломиться от яств, свадьба пройдет в самом дорогом ресторане, но если не будет опытного тамады, то все пойдет насмарку. Тамада должен четко выдержать в связи с казахскими традициями семейную иерархию. Не дай Аллах, забыть кому-то дать слово для тоста или предоставить его позже – обида останется на всю жизнь. Казахи любят говорить много и с чувством, поэтому задача тамады шутками-прибаутками не дать тою превратиться в подобие партконференции.

Сторона невесты должна также устроить кыз узату (проводы девушки). Это практически та же свадьба, только без загса, кортежа и свадебного платья. Той начинается с того, что гости становятся полукругом, входит невеста в сопровождении незамужних подружек и обходит гостей несколько раз, прощаясь с ними. Затем входит жених в сопровождении друзей и присоединяется к невесте. Далее самый старый и уважаемый человек читает бата – и той можно считать открытым. Заканчивается торжество обрядом тойбастар – это блюда, на которых разложены сладости, безделушки. Чтобы их получить, нужно спеть песню. Кроме того, всем не прибывшим на торжество гостям передается саркыт – доля с дастархана. Обычно это кусок мяса, бутылка водки и сладости.

Особенности менталитета

Казахские и советские обычаи сильно переплелись. После кыз узату проводится жигиттын тойы (свадьба жениха). Накануне снохи джигита привозят в дом невесты купленное им свадебное платье и туфли. Традиционный казахский свадебный наряд красного цвета, сегодня же он европейский – белое платье, причем, как правило, кринолин или ромбон.

С утра к дому невесты подъезжает свадебный кортеж. Его уже ждут невестки и сестры девушки. После шутливых дебатов друг жениха платит выкуп или просто угощает родственниц сладостями. Но это только первый барьер, впереди жениха ждут два кордона из младших братьев и подружек невесты. Плюс ко всему старшие снохи выворачивают у влюбленного джигита карманы пиджака, где должны лежать всякие безделушки. Невеста выкуплена, гости пробуют еду с дастархана, а свадебный кортеж под шашу направляется в мечеть, где совершается мусульманское бракосочетание. После уже – в загс, где, кстати, недавно ввели новую традицию – вручают молодоженам керамическую юрту с зажженным внутри огнем. Обычно после бракосочетания молодожены едут поклониться какому-нибудь святому месту. В нашем случае это была могила батыра Райымбека. Затем, по советской традиции, едут к Вечному огню в парк 28 гвардейцев-панфиловцев, а уже по новой казахстанской – на площадь Республики к монументу Независимости. Ну и естественно, на спорткомплекс "Медео" – гордость Алматы.

О пунктуальности и дружбе народов

Говорят, в мире две пунктуальные нации – немцы и казахи. Первые всегда приходят вовремя, вторые вовремя уж точно не придут. Обычно на казахские свадьбы приглашения рассылают, указывая время начала торжества на 2 часа раньше, но все равно гости умудряются опоздать. Так произошло и на сей раз.

Свадьба началась с пения теперь уже ставшей традиционной казахской свадебной песни "Жар-жар", которая, кстати, появилась не более полувека назад. Традиционного казахского обряда бет-ашар в его прямом понимании не было. Все же женился татарин, и здесь казахи не могли диктовать свои условия. Ограничились небольшим наставлением молодой жене и троекратным поклоном родителям. После чего невесте открыли лицо.

Обряд бет-ашар выглядит так: снохи выводят невесту под руки в зал, где ее с песнями-наставлениями встречает домбрист. Потом он начинает перечислять родственников жениха, и девушка в знак почтения отдает каждому салем (поклон). Те, чьи имена назвал домбрист, обязаны положить деньги на стоящее перед тамадой блюдо. Затем краем деки домбрист приподнимает края фаты и показывает мельком лицо новобрачной...

Продолжение следует...

Свадьба заканчивается, и невесту в новый дом едут провожать снохи. Но это по казахской традиции, по крымско-татарской ее сопровождает только подружка.

Через некоторое время после свадьбы родственников новобрачной приглашают к себе в гости родители жениха. Называется этот обряд есик тор (почетное отворение дверей). Здесь, как всегда, традиционные бата, бешбармак и водка. Кроме того, родители молодой жены привозят с собой приданое. Его собирает мать новобрачной при помощи родственников. Каждый вносит свою лепту, будь то одеяло, сервиз или просто кастрюля. Идея состоит в том, что молодая жена должна прийти в новый дом со своим имуществом.

В традиционное казахское приданое обязательно входят постельные принадлежности, посуда и несколько ковров. Сегодня в него также включают спальный гарнитур, мягкую мебель, стиральную машину и телевизор. Кроме того, у девушки должен быть свой узорный сундук, чтобы было куда складывать вещи. К примеру, моя мама заказала сундук для дочери еще несколько лет назад.

На этом свадебные гулянья не заканчиваются, еще долгое время молодоженов будут приглашать в гости разные родственники, кормить бешбармаком и вручать подарки за первое посещение их дома в качестве новой семьи...


Источник: http://"Новости недели",
Категория: Story.... | Добавил: Indiko (20.09.2009) | Автор: Аскар УМАРОВ
Просмотров: 8558 | Комментарии: 2 | Теги: куйрык-бауыр, национальный, свадьба жениха, кудалык, традиции, замужество, бракосочетание, бата, подготовка к свадьбе, Тамада | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2  
hi

1  
Еркем еркем еркем ай
Еркелеген еркем ай
Еркелеген еркемді
Еркелетсем бекен ай

Балық суда жүзіп тұр
Құда келіп қалыпты
Құйрық-бауыр асату
Ата-ананың дәстүрі

Біздің құда қымбатты
Құдағи да сымбатты
Құйрық бауыр асатайың
Тістеп алма бармақты

Еркем еркем еркем ай
Еркелеген еркем ай
Еркелеген еркемді
Еркелетсем бекен ай

Құда құда деседі
Құйрық бауыр жеседі
Құйрық бауыр жемесе
Несіне құда десе де

Еркем еркем еркем ай
Еркелеген еркем ай
Еркелеген еркемді
Еркелетсем бекен ай

Имя *:
Email *:
Код *:
Вторник, 17.10.2017, 21:56
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Категории раздела
Обычаи и традиции... [4]
Story.... [1]
Из рассказов людей можно узнать много нового) у кого? и как?)
Поиск
Оплаченная реклама

Наш опрос
Платье невесты должно быть:
Всего ответов: 55
Друзья сайта
  • Астана-столица Казахстана
  • Заработок в сети интернет
  • Бонусы Webmoney
  • Косметика фирмы Нanna beauty
  • ГУ Профессиональный лицей№4 г.Астана
  • Best Невеста
  • oriflame cosmetics
  • Все лучшее для заработка
  • Рефераты, курсовые, дипломные
  • vbuxe.tk Раскрутка Вашего сайта
  • новости спорта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2017
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz